Александр Петров. Я не ракетчик, я филолог. (photoguide) wrote,
Александр Петров. Я не ракетчик, я филолог.
photoguide

Про то, что 37-й год еще будет.

После внимательного просмотра главы Propaganda and Photography. 1933-1936 составленной Лебеком и фон Девицем иллюстрированной истории фотожурналистики в очередной раз задумываешься: ведь не было принципиальной разницы между политическими режимами гитлеровской Германии и сталинского Советского Союза.



И если после Второй Мировой Германия попыталась денацификацьею по капле выдавить из себя Гитлера, то в перестроечно-постреперестроешные годы вяло пробормотанная единичными мэйнстримщиками идея декоммунизацьи была искусственно замолчана.





«Покуда наследники сталина есть на земле - мне будет казаться, что сталин еще в мавзолее», - написал в 1962 году молодой энергичный Евгений Евтушенко, старавшийся выдавить из себя сталина. Я читал одиозных «Разведчиков грядущего» - мама-шестидесятница, когда-то некоротко знакомая с Евтушенкой, еще на излете застоя сказала мне, долговязому подростку, зачитывающемуся чорным евтушенковским томиком «Идут белые снеги»: «Он был и таким, но его нельзя в этом винить».
Сталина в мавзолее нет, но есть мумия Лукича. Что в лоб, что по лбу – един хрен редьки не слаще.
Я не слышал, чтобы в нынешней объединенной Германии манифестанты свободно носили портреты Гитлера. А плакат «Германии – гитлеровскую политику…» вообще представить можно лишь на страницах дешевой антиутопьи.



В современной демократической России видеть на митингах портреты ленина и сталина – нормальное явленье: удивительно, когда манифестацья обходится без этих портретов.







Похоже, мы не хотим выдавливать из себя коммунизм. Похоже, нам и так хорошо.
Поэтому мы заслужили нынешнего президента, нынешнего премьера, нынешнее правительство, нынешний политический строй.
Мы заслужили всесильную безнаказанность силовиков и политиканов.
Мы все чаще говорим о том, что вокруг, только на кухнях.
История развивается по спирали.



- Был ли тридцать седьмой год? - спрашивает сын отца в геньяльной пародьи Зиновья Паперного на роман Всеволода Кочетова «Чего же ты хочешь?»
- Не было, сынок, - отвечает отец. – Не было, но будет.

(Четыре чорно-белых иллюстрацьи взяты из книги Robert Lebeck, Bodo von Dewitz. Kiosk. A History of Photojournalism. Steidl Verlag, 2001)
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments