Александр Петров. Я не ракетчик, я филолог. (photoguide) wrote,
Александр Петров. Я не ракетчик, я филолог.
photoguide

Categories:

В помощь сельскому фотолюбителю-3

(Из замечательной книги Алексея Николаевича Веденова «В помощь сельскому фотолюбителю», вышедшей вторым изданьем в 1958 году в издательстве «Советская Россия». Тираж 250 тысяч экземпляров.)

СЪЕМКА ПОРТРЕТОВ

Фотографирование людей — один из наиболее трудных видов съемки. В задачу фотографа входит — показать не только внешность человека, но и те его особенные черты, которые в известной мере могут передать представление о его профессии, характере, настроении, мыслях и чувствах. Лицо человека постоянно находится в движении. Оно постоянно изменяется и может выражать различные чувства и настроения. Поза — положение, принимаемое человеком,— также изменяется и может выражать не только его состояние в определенный момент, но и показывать присущие ему особенности, привычки. Снимок показывает человека лишь в какой-то определенный момент, и успех съемки зависит от того, насколько фотограф сумеет уловить позу и выражение лица, которые наиболее характерны для данного человека в данной обстановке.
Человек может быть изображен на снимке в рост, по пояс; можно снять только лицо. Сравнительно распространенный вид портрета — портрет во весь рост — позволяет показать фигуру и одежду, но не дает возможности выделить самое главное в портрете — лицо, так как оно изображается слишком мелко. Поэтому портреты, на которых изображается только верхняя часть фигуры или только лицо, могут быть гораздо выразительнее, чем портреты в рост.
Для успешной съемки портрета важно выбрать или установить определенное освещение. Наиболее просто фотографировать при естественном освещении, которое не требует ни специальной подготовки, ни продолжительных выдержек. Съемку портрета на открытом воздухе лучше производить в тени здания или деревьев при условии, если прямые лучи солнца не пробиваются сквозь их листву. Фотографировать на прямом солнце можно при легкой облачности или в утренние и вечерние часы, когда теневая и солнечная стороны лица освещаются равномернее, чем в полдень. При фотографировании на солнце теневую сторону лица лучше «подсветить» при помощи отражающего экрана из белой ткани или листа белой бумаги. Если такого экрана нет, лучше фотографировать вблизи светлых стен, у воды или других поверхностей, отражающих солнечные лучи.
При искусственном освещении следует применять сильные источники света, чтобы фотографировать с короткими выдержками и по возможности без штатива. Свет надо расположить так, чтобы одна сторона лица освещалась несколько сильнее.
При выборе точки съемки следует начать с того, чтобы правильно выбрать расстояние между камерой и фотографируемым, так как перспективное сокращение может заметно исказить действительные пропорции лица или фигуры объекта. При съемке портретов камеру нередко помещают возможно ближе к объекту с расчетом получить наиболее крупное изображение. Если поместить камеру в метре от головы сидящего человека, то его руки, положенные на колени, могут оказаться всего в полуметре от объектива, то есть вдвое ближе к камере. Поэтому хотя кисти рук в действительности меньше лица, их изображение на снимке окажется больше изображения лица.
Таким образом, фотографирование с чрезмерно близкого расстояния приводит к тому, что действительные пропорции объекта резко искажаются. Если отодвинуть камеру на метр дальше - расстояние от нее до руки составит 1,5 м, а до головы 2 м. В этом случае сравнительные размеры головы и руки будут изображены правильнее. Если бы устройство фотокамер позволяло производить съемку с небольших расстояний, например с полуметра, то при съемке головы человека на коротком расстоянии части лица изображались бы явно несоразмерно: любая часть лица, находящаяся ближе к объективу, оказалась бы на снимке на одну пятую или даже на четверть крупнее, чем остальные. Чтобы избежать заметных искажений, портреты рекомендуется фотографировать с расстояния не менее 1,5-2 м.
Съемку портретов можно производить как основным объективом, так и объективами с малым углом изображения, которые требуют фотографирования с увеличенного расстояния. Широкоугольные объективы, наоборот, непригодны для портретной съемки. При фотографировании портретов камерой «Смена», объектив которой является по существу широкоугольным, во избежание возможных искажений следует снимать с расстояния не менее 2 м. Чтобы избежать перспективных искажений, при съемке лица камеру обычно помещают на уровне глаз фотографируемого человека, при съемке верхней части фигуры—на уровне груди, а при съемке человека во весь рост — на уровне его пояса. Фотографирование с более низких или высоких точек съемки приводит к тому, что те части лица или фигуры, которые оказались ближе к объективу, изображаются крупнее. Если не выдерживать нужное расстояние до объекта и высоту, на которой располагается аппарат, изображение лица может измениться настолько, что в известной мере потеряет сходство с объектом.
Портрет может быть снят как на фоне ровной, однотонной поверхности, так и на фоне предметов, которые по своему назначению или характеру связаны с фотографируемым и позволяют показать его в соответствующей обстановке (дома, на производстве и т. п.).
При фотографировании вне помещений однотонным фоном может служить оштукатуренная стена дома или небо. При съемке в сельском клубе удобно использовать в качестве фона киноэкран.
При съемке портрета на фоне окружающей обстановки нужно иметь в виду, что предметы, изображенные рядом с фотографируемым или позади него, могут оказаться на снимке такими же яркими или заметными, как сам фотографируемый. Чтобы избежать этого, нужно убрать лишние предметы, оставить их в тени или изменить направление съемки. В комнате лучше фотографировать дальше от стены, тогда фон можно снять менее резко или вовсе нерезко. Особенно следует избегать съемки на фоне узорчатых тканей, занавесей или ковров, рисунок которых обычно получается чрезмерно резким и пест рым. При фотографировании человека на фоне деревьев один из стволов может оказаться за его спиной, создавая нелепое впечатление, что ствол или ветвь является продолжением фигуры человека. Этого легко избежать, немного переместив фотоаппарат. Можно посоветовать в любой обстановке снимать портреты на возможно большем расстоянии от фона с наибольшим отверстием диафрагмы, чтобы передать фон менее резко, чем основной объект. При съемке с близких расстояний с наибольшим отверстием диафрагмы наводку на резкость следует производить по зрачкам глаз фотографируемого.
При съемке людей следует особенно внимательно продумывать, какие именно особенности их внешнего вида и окружающих предметов дают возможность показать человека правдиво и в то же время выразительно. Любая особенность одежды человека, предметы, которыми он пользуется, фон, на котором он виден, заставляют при взгляде на снимок предположить, что все это в той или иной мере связано с самим человеком и характеризует его с определенной стороны. Фотографу следует не только учесть и оценить, соответствует ли все это задаче съемки, но и сознательно использовать те или иные детали объектов съемки для выражения своего замысла.
Фотографируемого не следует долго задерживать перед аппаратом. Во время съемки многие пытаются придать своему лицу такое выражение, которое, по их мнению, больше подходит им. Мускулы лица при этом напрягаются, в результате лицо приобретает застывшее и совершенно неестественное выражение. В таких случаях нужно как-то отвлечь внимание фотографируемого и произвести съемку в тот момент, когда выражение его лица станет простым, естественным и живым.

СЪЕМКА КОЛХОЗНОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ СЕЛЬСКОГО КЛУБА

С помощью фотоаппарата можно показать самые различные формы культурно-просветительной работы в сельском клубе. Можно снять колхозников в читальне клуба, читку свежей газеты в бригаде или в полевом стане, обсуждение новой книги, занятия драмкружка, спевку или выступление кол:хозного хора, занятия в кружке кройки и шитья, в стрелковом кружке, снять физкультурников, которые готовятся к соревнованиям, самые соревнования, субботник по устройству физкультурной площадки или колхозного стадиона и т. д. и т. п. Следует заранее предупредить, что сделать эти снимки не всегда легко, во-первых, потому, что в большинстве случаев приходится фотографировать не одного человека, а группу людей; во-вторых, потому, что большая часть клубной работы проводится по вечерам и требует фотографирования при искусственном освещении. Для того чтобы не ставить на своем пути лишних препятствий, следует снимать по возможности на открытом воздухе и только при необходимости браться за съемку внутри помещений.
Многие виды колхозной самодеятельности, которые проводятся обычно внутри клуба, можно снять также вне помещения. Выступление колхозного хора или сцены из пьесы, поставленной драмкружком, значительно проще сфотографировать на летней площадке, например, во время праздника. Под открытым небом можно сфотографировать читку газет в полевом стане, собрание колхозников, спортивные состязания, танцы и т. д.
Фотографирование выступлений коллектива самодеятельности легче провести не в присутствии зрителей, а во время репетиций или подготовки к ним, когда и фотографируемые и фотограф располагают временем, когда гораздо легче, без помех, выбрать и лучшую точку съемки и момент, в который следует произвести ее.
Не обязательно стремиться к тому, чтобы показать на снимке большое число людей особенно при съемке внутри помещений. Снимок нескольких человек крупным или средним планом нередко может показать происходящее лучше, чем общий вид помещения с большим числом участников или зрителей. В то же время при съемке крупным планом легче осветить объект, легче выбрать подходящий фон и отыскать подходящую точку съемки. Нужно учесть и то, что при большом числе фотографируемых трудно, а подчас и совершенно невозможно уследить за положением каждого из них.
Как правило, при фотографировании группы людей даже с одной точки съемки необходимо делать повторные снимки, чтобы впоследствии выбрать наиболее удачный.

* * *

В зависимости от назначения и характера снимков различают научно-техническую, документальную и художественную фотографию. Технические и научные съемки ставят задачей воспроизведение вида, строения, внешних особенностей предметов, фиксирование явлений природы с 'целью их изучения, показа и т. д. Документальными снимками называют фотоснимки подлинных явлений, событий и фактов окружающей нас действительности. Основное отличие документального снимка от остальных видов съемки заключается в том, что фотограф фиксирует происходящее, не вмешиваясь в него, не нарушая естественного хода событий. Подлинно документальный снимок не допускает никакой инсценировки, искусственной организации или повторения явлений и событий. В то же время любой документальный снимок всегда выражает и отношение самого фотографа к изображаемым вещам и происходящим событиям. Фотограф выбирает лишь определенные явления и факты — те, которые с его точки зрения заслуживают наибольшего внимания, являются существенными и важными, а не случайными. Он показывает на снимке лишь определенную сторону происходящих явлений, выделяет те или иные особенности их, выбирает для съемки определенные моменты, когда сущность происходящего видна наиболее ясно и отвечает цели, которую ставит перед собой фотограф.
Прежде чем говорить об особенностях художественных фотографических снимков, следует остановиться на том, что нужно понимать под словом «художественный», так как в него нередко включают совершенно различные понятия. Если мы обратимся к толковому словарю русского языка, то найдем в нем такое определение этого слова: «изображающий действительность в образах». Однако, не всякое изображение есть образ. Как в литературе, так и в изобразительном искусстве — в рисунке, живописи, фотографии, скульптуре — мы называем художественным такое произведение, которое изображает типическое, наиболее характерное.
Задача художника состоит не в том, чтобы слепо следовать натуре и изображать с наибольшей тщательностью и точностью все, что он видит, а в том, чтобы передать основные, определяющие черты изображаемого им типического явления наиболее выразительно. Передача второстепенных подробностей для художественного произведения чаще всего является излишней, так как изображение этих подробностей неизбежно отвлекает внимание зрителя от главного. На первый взгляд может показаться, что при фотографировании это условие невыполнимо, так как объектив фотоаппарата изображает с одинаковой точностью все, что находится перед ним, и не может отделить главного от второстепенного. В действительности же мы располагаем разнообразными возможностями для того, чтобы видеть на снимке главное и показать его наиболее выразительно. В любой съемке можно изменить изображение при помощи различных точек съемки, определенного освещения, использования светофильтров, различной резкости отдельных участков изображения и других технических средств. В художественной съемке, в отличие от документальной, мы можем, кроме того, изменить и расположение объектов съемки, изменить освещение, фон, исключить из их окружения предметы, не имеющие отношения к цели съемки, или заменить их.
Необходимым условием художественного фотоснимка является его правдивость. При использовании любого из приемов, которые позволяют передать наше представление о действительности наиболее выразительно, нельзя терять чувства меры и допускать, чтобы примененный прием бросался в глаза. Нередко необычное, нарочитое расположение объектов съемки или неестественное, причудливое освещение, какого мы не встречаем в жизни, бросаются в глаза при первом взгляде на снимок и лишают его главного — жизненного правдоподобия.
Начинающему можно посоветовать стремиться фотографировать так, как этого требует документальный снимок, то есть изображать окружающее, избегая всякого рода инсценировок. Это обеспечит основное — подлинность и правдивость снимков и в то же время даст возможность научиться использовать изобразительные приемы, которыми пользуется как документальная, так и художественная фотография. Снимки будут приближаться к художественным постепенно — по мере того как фотограф научится выбирать типическое и показывать его наиболее выразительно.
В художественной фотографии, как и в любом другом изобразительном искусстве, не существует правил, пользуясь которыми можно было бы создавать художественные произведения. В то же время пытливый художник может учиться у мастеров искусства, каждый из которых находит свои пути изображения действительности. В этом отношении можно посоветовать задуматься над тем, как изображают природу, людей и события мастера реалистической живописи, рассматривая широко распространенные у нас фотографические репродукции их картин. Рассматривая картину или ее репродукцию, полезно задать себе вопрос: как изменилась бы она, если бы художник частично изменил или переместил изображенное, выбрал другую точку, с которой предметы были бы видны иначе, использовал другое освещение, иное расположение света и теней? Это дает возможность понять, какие изобразительные приемы, сходные с применяющимися в фотографии, использовал художник в результате долгих наблюдений, поисков и опыта. Фотоснимки, помещаемые в иллюстрированных журналах, также могут подсказать возможные пути и способы изображения того, что хотел бы показать на своих снимках фотограф. Однако к каждому из этих снимков следует отнестись критически. Во всяком случае, не следует делать снимки, похожие по замыслу, содержанию или форме на то, что уже сделано другими. Слепое подражание даже совершенным образцам никогда не заменит того, что найдено в результате самостоятельных поисков и попыток осуществления своих замыслов.

ФОТОПЛАКАТ И ФОТОАЛЬБОМ

Из снимков, сделанных участниками кружка, можно составить фотоплакат или фотоальбом. Чем шире тема плаката или альбома, тем легче собрать материал для нее. Например, легче показать ряд снимков, объединенных темами «Новостройки нашего колхоза» или «Спорт в колхозе», чем подобрать достаточное количество снимков на более узкие темы — «Постройка молочной фермы» или «Лыжный спорт в нашем колхозе».
При составлении плаката или альбома можно не только просмотреть имеющиеся фотографии и отобрать лучшие из них, но и поручить одному или нескольким участникам кружка сделать дополнительные снимки, которые показали бы наиболее интересные события, людей или предметы, связанные с выбранной темой.
Для альбома можно использовать уже имеющиеся отпечатки любых размеров, но лучше, особенно для плакатов, после предварительного просмотра снимков сделать новые, увеличенные отпечатки, например размером 13х18 см, а некоторые из них отпечатать и крупнее. Часть негативов можно будет отпечатать целиком, из других следует выбрать для печатания тот или иной участок. Для того чтобы определить при рассматривании уже имеющегося отпечатка, с какой части негатива лучше сделать увеличенный отпечаток, удобно закрывать тот или иной из его краев листками белой бумаги или картонными угольниками. Совершенно необязательно делать все отпечатки одного размера или печатать их на листах фотобумаги стандартных форматов. Формат отпечатка может быть и продолговатым — вертикальным или горизонтальным — и квадратным, в зависимости от того, как расположены на снимке изображенные предметы, как лучше они воспринимаются зрителем.
Нередко при первом взгляде на снимок становится ясным, что его лучше обрезать по длине или ширине, с той или другой стороны. Лучшие и наиболее важные снимки следует не только печатать крупнее, но и располагать их среди других снимков так, чтобы они привлекли внимание зрителя в первую очередь.

СНИМКИ ДЛЯ РАЙОННОЙ И ОБЛАСТНОЙ ГАЗЕТ

Снимки, показывающие передовых людей колхоза, их методы работы, различные усовершенствования и рационализаторские мероприятия, достижения сельскохозяйственной артели, различные события колхозной жизни, представляют интерес для районной или областной газеты. Снимок, предназначенный для отсылки в газету, следует отпечатать на глянцевой бумаге размером 13х18 см.
К отпечатку необходимо приложить объяснительный текст («текстовку»), в котором указываются: 1) место, где сделан снимок,— область, район, название населенного пункта и название колхоза, МТС или совхоза; 2) дата фотографирования;
подробное описание того, что изображается на снимке;
фамилия и инициалы фотографа.
Если на снимке видны один или несколько человек, которых можно узнать в лицо, в текстовке следует указать фамилию, имя и отчество каждого из них в том порядке, как эти люди видны на снимке. При съемке передовиков производства следует также указать их достижения. В текстовке, приложенной к агрономическому или зоотехническому снимку, необходимо указать основные производственные показатели по данной культуре (например, урожайность с гектара, затраты труда и т. д.), данные племенной книги и зоотехнические примеры и т. п. Сведения, указанные в текстовке, рекомендуется заверить подписью председателя колхоза, агронома или зоотехника, чтобы у работников редакции не могло возникнуть сомнений в точности сведений, сообщаемых фотографом.
При фотографировании для газеты и при отборе снимков, посылаемых в редакцию, следует учесть, что в газетах, особенно районных, для снимков отводится сравнительно немного места. В большинстве случаев снимкам на газетной полосе отводится не более одной колонки печатного текста, то есть 5-6 см по ширине. Поэтому при воспроизведении снимка в газете мелкие детали, даже хорошо заметные на фотографическом отпечатке, теряются. Портреты, посылаемые в газету, следует снимать возможно крупнее, например по пояс, и ни в коем случае не во весь рост, так как при фотографировании всей фигуры лицо будет настолько мелким, что узнать человека по портрету в газете будет почти невозможно. В групповых портретах, предназначенных для газеты, на одном снимке не рекомендуется показывать более двух или трех человек. На снимках, изображающих производственные процессы, лучше показать возможно крупнее какой-нибудь отдельный участок работы. Наконец, следует иметь в виду, что в целях экономии места в газете легче поместить вертикальный, а не горизонтальный кадр.

СНИМКИ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК

На ежегодных районных и областных сельскохозяйственных выставках успехи и достижения колхоза можно показать не только с помощью натуральных экспонатов, но также и с помощью фотоснимков.
Фотографии дают возможность широко показать на выставке такие экспонаты и такие материалы, которые при всем желании нельзя демонстрировать в натуре: состояние производственных помещений, благоустройство поселков и условия жизни в полевых станах, условия содержания животных, состояние посевов, садов, различные виды культурно-просветительной работы.
На сельскохозяйственную выставку желательно дать не только отпечаток, но и негатив снимка. Художники, оформляющие выставку, могут сделать с негатива отпечаток, который им более подходит для фотомонтажа, или очень крупное увеличение.
Отпечатки и негативы на выставку следует направлять в отдельных конвертах, снабженных подробной текстовкой, о содержании которой было уже сказано выше,
Научиться фотографировать несложно. В то же время нельзя рассчитывать, что все первые — да и не только первые — снимки будут удачными. На первых порах важно освоить технику всех ступеней процесса фотографирования.
По мере накопления опыта техническая сторона дела будет все меньше отвлекать внимание фотографа от выбора лучших точек съемки, наиболее выразительного освещения и наиболее подходящих моментов съемки — от овладения теми приемами, которые превращают фотографирование из ремесла в искусство и позволяют сделать действительно художественные снимки. Совершенствование в этой области зависит уже не столько от книги, сколько от самого фотографа.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments