Александр Петров. Я не ракетчик, я филолог. (photoguide) wrote,
Александр Петров. Я не ракетчик, я филолог.
photoguide

Categories:

В помощь сельскому фотолюбителю-2

(Из замечательной книги Алексея Николаевича Веденова «В помощь сельскому фотолюбителю», вышедшей вторым изданьем в 1958 году в издательстве «Советская Россия». Тираж 250 тысяч экземпляров.)

СЪЕМКА ЖИВОТНЫХ

Фотографирование домашних животных — один из нелегких видов съемок, который требует особого внимания, терпения и навыка.
Съемку животных легче произвести под открытым небом, в привычных и естественных для них условиях, например на пастбище. Более сложно и требует особых приемов фотографирование животных с целью показать их внешний вид и характерные особенности — экстерьер. Наиболее сложна съемка животных в помещении, в условиях стойлового или клеточного содержания, где необходимо устанавливать искусственное освещение и не всегда можно найти место для нужной точки съемки.
При фотографировании животных на пастбище фотограф выбирает такое место, которое позволяет ему легко передвигаться и менять точку съемки.
При фотографировании животных в лесу следует выбирать большие поляны или участки с отдельно стоящими деревьями, так как в густом лесу трудно найти равномерно освещенные участки и выбрать нужную точку съемки. Съемку стада производят в начале пастьбы, когда животные движутся сравнительно медленно, не разбредаясь.
Удобнее фотографировать, когда животные передвигаются в направлении против солнца и видны сбоку или спереди при передне-боковом солнечном освещении. Подготовив аппарат к съемке, фотограф постепенно отходит назад по мере того, как стадо приближается к нему, и, не отрывая глаза: от видоискателя, производит съемку в тот момент, когда животные будут расположены в соответствии с замыслом фотографа.
Снимки экстерьера животных производятся с применением других приемов. Цель этих снимков — показать типичные и особенные черты животного, которые позволили: бы сравнить его с другими экземплярами той же или другой породы. Такое сравнение возможно произвести лишь в том случае, если животное займет строго определенное положение и будет сфотографировано с такой точки, при которой все части тела животного будут изображены пропорционально. Экстерьерные снимки обычно делаются сбоку, в профиль; иногда делают дополнительные снимки животного спереди, сзади. Положение, в котором должно находиться животное при съемке, можно заимствовать из рисунков в учебниках, справочниках и руководствах по животноводству. Рассматривая эти рисунки или снимки, легко заметить, что почти все животные на них изображаются в стандартном положении. Например, крупный рогатый скот изображается, как правило, с левой стороны; на снимках видны все четыре ноги животного, причем расстояние между передними копытами (по длине животного) значительно меньше, чем расстояние между точками, на которые опираются задние копыта (при фотографировании коров при этом хорошо видна часть вымени). Голова животного не должна быть опущена книзу или искусственно приподнята вверх; как правило, она должна быть видна в профиль, но незначительный поворот головы в сторону фотографа, при котором видны два рога, а не один, допускается.
Снимки экстерьера животных лучше всего делать на фоне неба или другом ровном фоне, например на фоне гладко оштукатуренной и выбеленной стены. Можно фотографировать животных на фоне животноводческих построек или деревьев; в этих случаях фон следует сделать по возможности нерезким, помещая животных на значительном расстоянии от фона и фотографируя с наибольшим отверстием диафрагмы. Для съемки необходима ровная горизонтальная площадка без выбоин, канав и кочек, лишенная растительности или покрытая низкой травой, не скрывающей копыт животного.
Съемка производится при передне-боковом освещении; при фотографировании левой стороны животного желательно, чтобы солнце находилось сзади и справа от фотоаппарата, а при фотографировании правой стороны — сзади и слева от аппарата.
Для правильной передачи на снимке пропорций животного фотоаппарат следует поместить на половине высоты животного и фотографировать с такой точки, чтобы расстояния от фотоаппарата до головы и хвоста животного были одинаковыми. Это условие является основным для снимка, грамотного с точки зрения зоотехнии, так как даже при незначительном переносе точки съемки в сторону, вверх или вниз одна из частей корпуса животного окажется ближе к объективу и в результате этого будет изображена не в таком же масштабе, как другие части, а крупнее. Это условие легче выполнить, если фотографировать не с наименьшего возможного, а с несколько увеличенного расстояния, например с такого, при котором изображение животного займет половину снимка.
При съемке издали все части тела животного будут находиться на таких расстояниях от аппарата, которые незначительно отличаются друг от друга; поэтому при небольшом перемещении точки съемки все части корпуса животного будут изображены более или менее пропорционально. По той же причине не следует фотографировать животных широкоугольными объективами, которые требуют съемки с меньших расстояний, чем основные объективы аппаратов. При фотографировании объективами с малым углом изображения возможность непропорционального изображения отдельных частей животного, наоборот, уменьшается.
Для того чтобы животное заняло нужное фотографу положение, его необходимо фотографировать в спокойном состоянии, в условиях, которые не раздражают его. Лучше всего воспользоваться помощью человека, который постоянно ухаживает за животным, знает его повадки и привычки. Не следует пытаться снимать животное, когда оно обеспокоено необычной для него обстановкой, нарушением привычных условий содержания или обычного режима. Экстерьерные снимки, предназначенные для зоотехнических целей или выставок, должны быть снабжены данными племенной книги и промерами, которые делает зоотехник, с указанием, когда сделаны эти промеры и когда произведена съемка.
Фотографирование животных в условиях стойлового содержания в больших помещениях можно произвести при электрическом свете или при помощи вспышки магния, если это допустимо по соображениям пожарной безопасности. Магний сгорает настолько быстро, что это обычно не беспокоит животных.
В небольших помещениях с выбеленными стенами удобнее и безопаснее пользоваться освещением с помощью нескольких фотоламп.

СЪЕМКА РАБОТ И СОБЫТИЙ КОЛХОЗНОЙ ЖИЗНИ

На фотографическом снимке можно запечатлеть как типичные явления, характерные для нашей жизни, так и случайные — такие, которые могут встретиться лишь иногда и вовсе не представляют собой чего-либо примечательного или важного. Снимок будет наиболее жизненным и правдивым лишь тогда, когда фотограф покажет на нем типичные, а не случайные явления и события жизни.
Правдивый реалистический показ действительности — непременное требование для фотолюбителя, если он берется за показ тех или иных областей жизни, труда и быта советских людей.
Перед тем как фотографировать какое-либо событие или явление, следует тщательно продумать, как лучше показать на снимке происходящее. Снимок может быть понятен каждому, если на нем видно, что именно происходит, где происходит и кто изображается на снимке.
Снимок можно построить по-разному, в зависимости от цели, поставленной перед собой фотографом. Если в задачу фотографа входит показать полнее обстановку или место действия, то происходящее фотографируют издали («общим планом»), выбирая точку съемки так, чтобы охватить все пространство, где происходит действие (часть улицы, участок поля, фермы и т. п.). Если целью съемки является показать суть производственного процесса, то фотографируют с меньших расстояний («средним планом»), чтобы были хорошо видны люди, процесс работы, орудия труда. Наконец, если важно показать одного из людей, его занятие и отдельные предметы окружающей обстановки, фотографируют с наименьших расстояний («крупным планом»), чтобы выделить и показать наиболее характерную особенность происходящего или самих объектов съемки.
Так же как и при фотографировании пейзажей, общего вида поселка и т. п., один из объектов съемки можно показать крупнее, а другие мельче — средним или общим планом. Это дает возможность показать на переднем плане детали, подробности того, что происходит, и в то же время дать ясное представление об обстановке, в которой происходит событие.
Если, например, фотографируется группа людей, занятых общей работой, то крупное изображение одного из них на переднем плане дает возможность видеть его самого, характер его действий и то, что обрабатывается, — предмет труда; изображение людей, занятых другой или той же работой, на среднем плане или вдали, будет говорить о массовом характере работы, о характере и системе организации производственного процесса и т. п.
Проведение производственной съемки можно разобрать на каком-либо примере. Предположим, что решено сделать снимок, показывающий использование в колхозе люпина в качестве зеленого удобрения. Прежде всего следует продумать, как можно изобразить это на снимке. Сделать просто снимок поля с посевами люпина недостаточно, ибо к такому снимку обязательно потребуется подпись, что этот люпин предназначен для удобрения почвы, иначе никто не поймет снимка. Если же показать на снимке запашку люпина, все будет понятно без пояснений.
После того как содержание будущего снимка и его объекты намечены, можно отыскивать изобразительное решение поставленной задачи. С этого момента фотограф пользуется видоискателем, без которого трудно правильно оценить, как будут выглядеть фотографируемые предметы на снимке. Обычно сначала решается вопрос: что лучше — показать все поле общим планом или снять средним планом самый процесс работы. К съемке с больших расстояний прибегают чаще всего тогда, когда надо показать большие размеры поля, одновременную работу нескольких машин, агрегатов и т. п. В разбираемом примере это не нужно. Задача состоит в том, чтобы показать вид растения (люпин) и характер работы. Значит, снимать надо средним или крупным планом. Следующий вопрос, который возникает перед фотографом: с какой стороны лучше снять агрегат (пятикорпусный плуг на прицепе у гусеничного трактора), которым производится работа. Намеченное решение — сделать снимок процесса вспашки — подсказывает, что на переднем плане снимка можно показать плуг. Однако при первом же взгляде в видоискатель выясняется, что точка съемки неудачна: процесс, вспашки будет виден, но основной объект — люпин — располагается при этом вдали, изображается мелко и по внешнему виду мало отличается от любого пара. Отыскивая при помощи видоискателя другие точки съемки, нередко удается обнаружить, что задачу можно решить иначе. В данном случае на переднем плане можно показать не плуг, а люпин и трактор, который движется по нему, оставляя за собой вспаханную полосу. Выбрав направление съемки по горизонтали, следует посмотреть, на какой высоте лучше поместить фотоаппарат. При фотографировании с уровня глаз хорошо видно все обрабатываемое поле; в то же время снимок с более низкой точки, например с уровня 1 м, даст возможность правильнее показать высоту растений люпина и этим подчеркнуть, что на удобрение идет большое количество зеленой массы.
Выбирая точку для съемки в том или ином направлении, с той или другой высоты, необходимо одновременно оценивать во-первых, фон, на котором изображаются основные объекты, а во-вторых, учитывать, где при этом будет находиться основной источник света — солнце. При съемке в одном направлении полезащитная полоса изображается крупно и поэтому отвлекает внимание от основных объектов, тогда как при съемке в другом направлении (с противоположной стороны запахиваемого массива) полоска леса не бросается в глаза, а лишь подчеркивает линию горизонта. При съемке в одном направлении боковое освещение выделяет неровности на поверхности вспаханного поля; при фотографировании в другом направлении передне-боковое освещение оставляет в тени стебли люпина, хорошо показывает их высоту и создает контраст между темной стеной густого люпина и блестящей на солнце вспаханной землей. Выбирая кадр, не следует забывать, что снимок можно сделать горизонтальным или вертикальным. В разбираемом примере выбор вертикального кадра позволяет подчеркнуть высоту растений.
Определив примерное направление съемки и высоту, на которой должен быть помещен аппарат, фотограф должен будет продумать, как лучше расположить в пределах снимка изображение отдельных объектов. В последнем варианте четко видно членение снимка на три основные и, что особенно важно, соразмерные части, неразрывно связанные по смыслу друг с другом: люпин, трактор, вспаханное поле. Эти объекты изображены крупно, их детали хорошо видны. Зрительным центром снимка является трактор, от которого глаз невольно переходит — по направлению движения трактора — к люпину, показанному на переднем плане. Контраст между темными стеблями высокого люпина и светлой землей подчеркивается прямой линией, по которой движется трактор. Трактор изображен в тот момент, когда он только что появился в пределах снимка. Это позволяет лучше передать движение трактора, чем на снимке, на котором не видно пространства, в которое движущийся предмет должен переместиться в следующий момент. Все перечисленные особенности снимка, взятые вместе, делают его простым, понятным и выразительным.
В производственной съемке следует в особенности избегать изображения несущественных и второстепенных деталей. Скажем, при съемке того же трактора может оказаться, что к его кабине привязано грязное или помятое ведро для заправки. Одежда фотографируемых людей нередко совершенно не соответствует их занятию или условиям, в которых они изображаются. Если деталь или особенность изображаемых объектов не имеет прямого отношения к задаче и содержанию снимка, она неуместна, так как только отвлекает внимание зрителя от основного.
Готовясь к съемке, необходимо подумать о том, какие особенности объектов следует показать на снимке, а какие; наоборот, следует убрать, оставить за пределами снимка. Здесь может помочь фотографирование объекта лишь с определенной стороны или при определенном освещении, при котором ненужные детали будут менее заметны.
Снимки людей за тем или другим занятием, могут быть наиболее естественными только в том случае, если внимание фотографируемых не будет обращено на самого фотографа. При подготовке к съемке желательно, чтобы фотограф возможно меньше вмешивался в их работу, переставлял людей или советовал им занять то или другое положение. Если избежать этого нельзя, фотографируемые во всяком случае не должны знать, в какой момент будет произведена съемка. Подлинная ценность фотографического снимка заключается в том, что он позволяет показать жизнь такой, как она есть, стремление же приукрасить действительность чаще всего, приводит к тому, что снимок оказывается неправдоподобным, .заставляет невольно сомневаться в подлинности и правдивости изображенного. Снимок смеющегося тракториста или комбайнера, который в свободную минуту завтракает краюхой хлеба с огурцами, может показать человека прекрасным, когда он доволен и сделанной работой и несколькими минутами передышки в горячую пору, хотя его лицо покрыто каплями пота, а комбинезон замаслен. Можно сделать характерный и выразительный снимок комбайнера у штурвала в один из моментов, когда он поглощен своим делом и не обращает внимания на фотографа. Разумеется, уловить этот момент и выбрать подходящую точку съемки при том или ином освещении несравненно труднее, чем установить фотографируемого в заранее намеченную позу. Однако это единственный способ для того, чтобы снимок был жизненным и правдивым. Не следует смущаться тем, что из десятка снимков в лучшем случае один будет отвечать замыслу фотографа. Нередко бывает, что наиболее выразительным и удачным из них оказывается не тот, на который рассчитывал фотограф, а другой, сделанный в момент, когда условия съемки, положение фотографируемых людей или расположение других объектов в пределах снимка неожиданно изменились и были зафиксированы на пленке.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments