Александр Петров. Я не ракетчик, я филолог. (photoguide) wrote,
Александр Петров. Я не ракетчик, я филолог.
photoguide

Categories:
  • Mood:

В помощь сельскому фотолюбителю

(Из замечательной книги Алексея Николаевича Веденова «В помощь сельскому фотолюбителю», вышедшей вторым изданьем в 1958 году в издательстве «Советская Россия». Тираж 250 тысяч экземпляров.)

ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СЪЕМОК

Любая съемка имеет свои особенности, которые зависят в каждом случае от цели и условий съемки. Ниже описываются основные особенности только наиболее распространенных видов съемок.

СЪЕМКА КОЛХОЗНОГО СЕЛА

При фотографировании видов местности, населенных пунктов, зданий и сооружений предметы съемки нельзя переместить. Следовательно, при фотографировании таких объектов в первую очередь приходится задумываться о выборе наиболее подходящей точки съемки.
Выбор той или иной точки съемки при фотографировании общих видов можно осуществить по-разному. Если попытаться сделать снимок поселка или пейзажа издалека (например, с какой-нибудь отдаленной возвышенности), то здания, деревья и т. п. будут изображены очень мелко. При фотографировании с невысоких точек, когда линия горизонта находится в нижней части снимка, основную часть его площади займет небо. Если фотографировать с некоторым уклоном вниз, чтобы линия горизонта прошла в верхней части снимка, то на переднем плане неизбежно окажутся предметы (нужные и ненужные), находящиеся в непосредственной близости к фотографу, а главный предмет съемки окажется плохо выделенным, мало заметным, будет выглядеть второстепенным. Чтобы избежать слишком крупного изображения ненужных ближних объектов, можно фотографировать с высоких точек.
Представление о виде объекта (скажем, поселка) можно передать и другим приемом: показать на снимке его часть, наиболее типичную и характерную для всего объекта. Часть улицы или несколько домов, изображенные крупно, могут дать лучшее представление о виде поселка в целом, чем снимок общего вида издали, особенно если на заднем плане снимка будут видны другие здания. Крупное изображение одного или нескольких типичных предметов дает возможность лучше показать их особенности.
При выборе направления съемки большое значение имеет фон, на котором изображается поселок или другой объект съемки. Для того чтобы показать основные объекты на фоне наиболее типичного или характерного участка окружающей их местности — степи, полей, лесов, чтобы показать характерные особенности рельефа, можно фотографировать их с той или другой стороны в горизонтальном направлении. Кроме того, при фотографировании на открытом воздухе фон легко изменить, снимая с более низких точек с некоторым уклоном вверх или, наоборот, с более высоких точек с уклоном вниз. При съемке сверху на среднем и заднем плане снимка хорошо видно то, что находится позади основных предметов съемки и вдали. При съемках снизу изображения зданий, деревьев и других предметов, расположенных вблизи фотоаппарата, закрывают собой большую часть того, что находится позади них, линия горизонта зачастую не видна на снимке, а сами объекты рисуются на фоне неба. Таким образом, съемка снизу является одним из способов заменить небом все, что располагается позади основных предметов съемки (разумеется, если это целесообразно).
Если в качестве фона избрано небо, можно посоветовать любителю фотографировать тогда, когда на нем видны светлые облака, не закрывающие солнце. Безоблачное небо, занимающее значительную часть снимка, изображается однообразной серой поверхностью, тогда как белые облака, выделяющиеся на фоне более темного неба, хорошо передают представление о ясном, солнечном дне. То или иное расположение больших облаков способно изменить общий тон снимка - сделать его в целом более светлым или, наоборот, серым. При фотографировании на пленках изопанхром или панхром белые кучевые облака обычно хорошо выделяются на фоне неба при фотографировании без фильтра; прозрачные, легкие перистые облака лучше заметны при съемке с желтыми и желто-зелеными фильтрами. При использовании пленок изохром и ортохром для изображения неба более темным тоном по сравнению с облаками следует фотографировать с желтыми фильтрами.
При фотографировании против солнца небо будет на отпечатке светлее, чем при боковом освещении или при съемке по направлению солнечных лучей.
Выбирая точку съемки, можно расположить фотоаппарат так, чтобы на переднем плане снимка были видны крупно предметы, которые составляют характерную часть окружения зданий (например, тенистые деревья, саженцы молодых яблонь, изгороди, кусты, цветы). Крупное изображение таких предметов или их частей (например, отдельных ветвей) уместно в том случае, если вдали видны похожие предметы в полную величину. Если же передний план снимка украшает ветвь одинокого дерева, а позади видна вереница голых зданий, то вид этой ветви будет неизбежно создавать впечатление неестественности. Любому, кто взглянет на снимок, будет ясно, что эта деталь, изображенная крупно, не является характерной для всего остального, изображенного на снимке.
Фотографировать здания и улицы не в горизонтальном направлении, а с уклоном вверх или вниз можно лишь с значительных расстояний, например когда изображение вертикальных предметов занимает одну треть или еще меньшую часть высоты снимка. При съемке с меньших расстояний, особенно в тех случаях, когда изображение вертикальных линий занимает всю высоту снимка, вертикальные линии резко сближаются в верхней части снимка (при съемке снизу) или в его нижней части (при съемке сверху); их сближение заметно бросается в глаза и часто производит неестественное впечатление. Чтобы все вертикальные линии были на снимке строго параллельными, аппарат необходимо расположить на половине высоты фотографируемых предметов. Если это невозможно, следует фотографировать с увеличенного расстояния. Съемка широкоугольными объективами производится с меньших расстояний, чем съемка основными объективами; поэтому сближение вертикальных линий при фотографировании широкоугольниками с уклоном вверх или вниз особенно заметно. Как правило, предметы правильных геометрических форм, вертикальные линии которых четко выделяются на снимке, следует фотографировать широкоугольным объективом только в горизонтальном направлении.
При фотографировании зданий наиболее благоприятно передне-боковое освещение солнцем, не закрытым облаками. Оно позволяет лучше выделить на снимке форму выступающих частей зданий и другие особенности их архитектуры. Однако такой вид освещения вовсе нельзя считать обязательным правилом. Тот или иной вид освещения и в особенности различное расположение теней в разное время дня дает возможность показать на снимке наиболее заметно определенную сторону предметов и, наоборот, оставить в тени все то, что не является важным, существенным.
При съемке зимних пейзажей хороший результат можно получить либо при невысоком положении солнца, не закрытого облаками, когда на поверхность снега ложатся длинные светлые тени, выделяющие все сугробы, следы шагов, полозьев саней и другие неровности снежных равнин, либо при солнце, слабо просвечивающем сквозь туманную дымку. При сплошной облачности все, что покрыто снегом, изображается на снимке однотонно белым, тогда как большая часть остальных предметов: съемки резко отличается по яркости от снега и изображается черными тонами.
- Снимок любого населенного пункта становится естественней и живей, если мы видим на нем не только здания, строения, деревья, но и самих людей. Не следует только фотографировать их с очень близких расстояний, так как любой объект съемки, который изображается на снимке в крупном масштабе, заставляет предположить, что именно он, а не общий вид, был основным объектом.

СЪЕМКА РАСТЕНИЙ

При фотографировании растений используются самые различные приемы. Это связано с условиями съемки и особенностями фотографируемых объектов. Среди многочисленных видов съемок такого рода следует остановиться на особенностях, связанных с фотографированием следующих объектов: а) полей, б) леса, в) растений в теплицах и г) отдельных растений.
При съемке общих видов поля можно использовать передне-боковое солнечное освещение или рассеянный свет облачного неба. Фотографирование в солнечный день увеличивает разницу в яркостях. Съемка в облачный день позволяет иногда лучше показать вид растений, находящихся на переднем плане, так как при таком освещении не видно резких теней от других близко стоящих растений. Кроме того, рассеянный свет солнца, скрытого облаком, дает возможность показать на снимке те участки растительности или почвы, которые при свете прямых солнечных лучей оказались бы в тени (например, при фотографировании посевов конопли, кукурузы или подсолнечника).
Общий вид посевов лучше всего фотографировать с края поля с расчетом показать на переднем плане вид растений в полную величину. При этом следует обратить внимание на то, что сорняки, которых на меже всегда бывает больше, могут заслонить собой часть культурных растений или создать неправильное представление о засоренности посевов.
По фотографии растений трудно судить о их действительной величине. Поэтому, если необходимо наглядно показать высоту растений, около них следует установить мерную рейку с делениями, нанесенными через каждые 10 или 5 см. Деления наносятся на рейку жирными (черными или белыми) линиями. Для правильного показа высоты растения мерную рейку следует ставить на таком же расстоянии от объектива, на каком находится растение, и фотографировать в строго горизонтальном направлении, то есть поместить фотоаппарат на половине высоты растения.
Общий вид полей, расположение растений, правильность рядков или квадратов гнездовой посадки можно показать нагляднее при съемке не с уровня глаз стоящего человека, а с более высоких точек, например из кузова автомобиля, с какого-либо сельскохозяйственного орудия, трактора и т. п. При фотографировании с небольшим уклоном вниз линия горизонта пройдет в верхней части снимка, а его остальную часть займет изображение фотографируемого участка поля. Однако при этом необходимо помнить, что при фотографировании с высоких точек растения, расположенные вблизи камеры, изображаются на переднем плане снимка значительно мельче, чем при съемках с низких точек.
Основная особенность съемки леса заключается в том, что все объекты внутри него освещаются крайне неравномерно.
В безоблачный день те участки леса, на которые падают прямые солнечные лучи, освещаются в тысячи раз сильнее, чем участки в тени, особенно в тени елей или густого лиственного подлеска. Поэтому общий вид участка леса целесообразнее фотографировать, во-первых, при солнце, закрытом облаком, а во-вторых, в таком направлении, чтобы солнце (даже если оно скрыто облаками) находилось сзади (или сзади и сбоку) от фотоаппарата.
При фотографировании в лесу против света, в особенности в солнечный день, стволы деревьев, кустарники и густая листва видны на снимке темными силуэтами на фоне очень светлого неба. Такие снимки могут хорошо передать особенности освещения в лесу, резкие контрасты между светом и тенью, но не особенности внешнего вида самих деревьев.
Съемка внутри теплиц по характеру освещения сходна со съемкой в лесу. Верхняя часть теплиц освещается по сравнению с затененными участками грунта настолько сильно, что фотографировать внутри теплиц следует, как правило, при пасмурном небе или в утренние и вечерние часы. При съемке в холодное время года нельзя фотографировать в теплице аппаратом, только что внесенным с улицы, так как вследствие повышенной влажности воздуха холодный объектив быстро запотевает.
Съемка отдельных растений в грунте производится обычно на фоне экрана — рамы, на которую натянута светлая (реже темная) ткань. Чем больше размеры такого экрана, тем удобнее производить съемку: при фотографировании на солнце экран приходится помещать на значительном расстоянии от растений, чтобы тень от них не падала на экран, а при удалении экрана от фотоаппарата его величина на снимке уменьшается и может оказаться недостаточной для того, чтобы растение целиком поместилось на фоне экрана.
Растения с корневой системой осторожно освобожденной от грунта, можно фотографировать на большом листе белой бумаги или на поверхности экрана из ткани, расположив их горизонтально, или, что еще удобнее, под небольшим углом к поверхности земли, чтобы фотографировать сверху вниз. Горизонтальное или наклонное положение экрана позволяет разместить отдельные части растения, в одной плоскости так, чтобы все они были хорошо видны. Для масштаба рядом с растением кладется мерная линейка. При фотографировании на фоне листа бумаги на нем можно нанести черной тушью сетку с делениями через каждые несколько сантиметров. Если фотографируется несколько растений, то во избежание путаницы рекомендуется класть около каждого растения написанную тушью этикетку или номер, по которому, негативы и отпечатки впоследствии будет легко различить. Для того чтобы пропорции отдельных частей растения или сравнительные размеры нескольких растений, изображаемых на одном снимке, были переданы правильно, направление съемки должно быть перпендикулярным к плоскости, на которой разложены растения.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment