- Браконьерство помогает выжить многим людям и снижает социальную напряженность, пока государство не нашло действенного и социально приемлемого решения проблемы браконьерства в приморских дальневосточных регионах. Ни в коей мере не оправдывая браконьерства, особенно в организованных формах, необходимо признать, что оно является по своей природе стихийным социальным ответом на несправедливое распределение природной ренты, - говорит директор КамчатНИРО Сергей Синяков.
КамчатНИРО – Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии, расположенный в самом центре Петропавловска, на улице с говорящим названием Набережная. Из окна директорского кабинета видны рыболовецкие суда, прячущиеся от непогоды в Авачинской губе. Эта губа считается самой удобной в мире.
В 2004 году функции рыбоохраны были переданы вновь образованной структуре - ветеринарной и фитосанитарной службе, не имеющей ни технического оснащения, ни вооружения, ни подготовленных специалистов. Фактически система рыбоохраны была дезорганизована и разрушена. Поэтому 2005-2007 годы характеризовались лавинообразным ростом браконьерства.
Как снег на голову свалился на рыбохозяйственную отрасль президентский указ № 1274 от 24 сентября 2007 года «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти». Решено находившееся в подчинении министерства сельского хозяйства Федеральное агентство по рыболовству преобразовать в Государственный комитет по рыболовству. А главное – передать новосозданному комитету функции Минсельхоза в сфере рыболовства, сохранения, воспроизводства и использования водных биоресурсов. У ветеринаров-фитосанитаров наконец-то заберут несвойственные им функции по контролю и надзору за водными биоресурсами и средой их обитания.
Вместе с тем, считают ученые М.Ксенофонтов и И.Гольденберг, авторы работы «Браконьерство в контексте проблем развития лососевого хозяйства», принципиальная позиция состоит в том, что рост эффективности рыбоохраны является необходимым, но не достаточным условием преодоления браконьерства. Фундаментальным фактором сокращения его масштабов должно стать динамичное социально-экономическое развитие региона, расширение возможностей для развития легального бизнеса и для эффективной занятости населения, обеспечивающей приемлемый уровень доходов широким слоям населения и устраняющей потребность их участия в нелегальной деятельности».
Вожак камчатских профсоюзов Андрей Зимин заявляет, что минимальная заработная плата не может быть установлена ниже уровня прожиточного минимума и что официально устанавливаемый размер прожиточного минимума, который сегодня в среднем на душу населения на Камчатке составил 7170 рублей, не соответствует реальным условиям жизни. По расчетам специалистов Федерации профсоюзов Камчатки, основанным на методиках Международной организации труда и Всемирной организации здравоохранения, размер прожиточного минимума на полуострове на 1 июля 2007 года составил 13 тысяч 678 рублей.
Самый дорогой в России минимальный продуктовый набор - на Чукотке, его цена 4 879 рублей, Камчатке и Якутии – почти три тысячи рублей, тогда как в Омске, Татарстане и Оренбурге – не превышает полутора тысяч рублей.
При всем этом самая дорогая электроэнергия - на Камчатке, почти три рубля за киловатт, самая дешевая на Таймыре - менее 40 копеек за киловатт.
Жить на Камчатке – удовольствие дорогое и сложное. Потому что «региональное выравнивание уровня жизни», о котором модно твердить сейчас, далекий восточный полуостров не затронуло ни в коей мере.
(Полностью материал будет опубликован через три дня.)